Глава 5.15.2 Юкатан. Сплетение нитей неизбежного.

На территории в гектар находится бальнеологический центр с гостиницей, ресторанами, парковками и зоной отдыха. Что не могло не порадовать, что в комплексе находились удобные гардеробные, камеры хранения и душевые. На лестничном спуске охранник у каждого проходящего проверял билеты, перед тем, как разрешить посещение сенота. Сверху, стоя у огороженного края каменной воронки, туристы с восхищение фотографировали подземное озеро с купающимися в нем людьми и живописные стенки колодца, окутанные свисающими к самой воде гигантскими вьюнами. Часть воды, просачиваясь со стенок карстового провала, создавала причудливые темные шелковые разводы, покрытые кое-где пухом мха. Мы спустились на нижнюю забетонированную площадку, справа от которой был подъем на уступ, с него с веселыми криками прыгали вниз молодые парни, слева же находились пара деревянных лестниц, ведущих в воду. Сенот был действительно очень красив, бочкообразные стенки известняковых пород создавали замкнутое пространство, оставляя открытым только пятидесятиметровое кольцо свода, с которого вниз по всему кругу спускались плети растений. Рассеянный свет мягко заполнял внутреннее пространство, а чуть зеленоватая вода подергивалась рябью от расходившихся кругов на своей поверхности. В толще воды с завидным постоянством мелькали темные силуэты небольших рыб.  Мы с удовольствием искупались в освежающей воде, уступив место новоприбывшим, после чего отправились дальше в путь.

Поскольку до запланированной ночевки в Мериде у нас оставалась практически половина дня, мы решили посетить еще одну зону археологических раскопок. Ek Balam находился километрах в пятидесяти от Chichen Itza, но ради этого пришлось сделать дополнительный крюк на север, так как дальнейший путь наш лежал на запад. Археологическая зона не пользуется особой популярностью, и туристов здесь немного. От чего прогулки среди разрушенных храмов и руин дворцов становятся очень спокойными и расслабляющими. Единственное, вершина главной пирамиды, доминирующая над остальными объектами, практически всегда полна людей. Осмотрев постройки по периметру, мы подошли к подножию основной пирамиды, нижний ярус которой занят небольшими комнатами по 12-15 квадратных метров. Трудно себе представить, что майянской знати приходилось ютиться в подобных жилищах, но древние строители были лишены техники устройства арочных и стрельчатых сводов и максимальные пролеты, создаваемые ими, равнялись всего лишь трем метрам. Поэтому большинство жилья создавалось или тесным, или имело деревянные перекрытия с настилом из пальмовых листьев.

С центральной лестницы спускалась группа в пестрых одинаковых индейских рубашках, разговаривающая между собой о высоких материях на русском языке. Мы не подали вида, что понимаем их речь, и зашагали вверх по ступеням. Они же уселись на газоне, продолжая свои ученые дискуссии. Наибольший интерес посетителей вызывают изображения на стенах храма крылатых людей. Эти барельефы в человеческий рост со сложенными за спиной крыльями, похожие на изображение ангелов, некоторые трактуют, как доказательство встреч человека с мифическими существами в прошлом. Штукатурка цвета мокрого песка кажется законченной только вчера, свежесколоченная ограда, остатки раствора на камнях пьедестала только больше вызывают скептицизм. С правой стороны от лестницы к восстановлению оформления стен еще не приступали, и на неровной каменной поверхности нет и следа изображений крылатых людей.

Каким образом ученые решали, что именно таким был первоначальный вид городов, остается для меня истинной загадкой. Будто они специально проводят конкурс среди талантливых художников, работающих в стиле нео-этника и псевдо-старина, выбирая наиболее оригинальные и интересные оформления древних городов.  Что бы было, если бы в одном из восстановленных городов удалось побывать современнику расцвета цивилизации майя? Каким бы увидел его древний житель, насколько бы его шокировал новый образ? Узнал бы он хоть толику тех храмов и культовых комплексов, к которым с трепетом относились в его время? Смог бы он восстановить в памяти направления улиц, кварталы домов, каменные стелы, стертые прошедшими столетиями?  Насколько смелые результаты творений археологов отличаются от реально существовавших образов? Но нам не удастся этого узнать уже никогда и остается только уповать, что хотя бы часть догадок попала в цель. Вряд ли подобные города когда-то снова будут иметь такое же утилитарное значение, как тысячи лет назад, оставаясь в нашей современности лишь достоянием ученых и развлечением для широкого круга посетителей. А в последствии, еще через тысячи лет, они так же, как и восстали из небытия, уйдут в него теперь навсегда.

Проснувшись на следующее утро довольно рано, мы поспешили в дорогу. День предстоял довольно насыщенный, и путь до следующего города нелегким. Мерида, несмотря на довольно долгое вчерашнее плутание по улицам, ничем особым не запомнилась. Красивые исторические здания с европейском стиле, типичная центральная площадь, заставившая нас изрядно потрепать нервы в местных банкоматах, чтобы получить наличные, заполненные транспортом улицы. Возможно, нам удалось бы ощутить шарм этого места, если бы мы могли потратить денёк-другой в прогулках по городу, но, к сожалению, время нас поджимало, и, кроме вечерних приключений, со столицей штата нас больше ничего не связывало. Последней археологической зоной в нашей автомобильной поездке стал Uxmal.

Древний город оказался интереснее, чем мы ожидали. На нескольких квадратных километрах раскинулись комплексы зданий, как полностью восстановленных, так и лишь частично, не утративших своей мистической ауры. В именовании культовых сооружений древности местные археологи проявили особую изобретательность. Так первой пирамидой, возвышающейся на нашем пути, стала овальная Пирамида Волшебника. Такого типа пирамиду мы уже видели в Coba, тут она была значительно выше и массивнее. Свернув налево, и ныряя среди растительности, мы набрели на основание храма, названного Домиком Бабушки Гномов. При чем тут гномья бабушка видимо никто уже не объяснит, но местные историки были с юмором. Кроме этого встречались такие названия как Дом Черепахи, Голубятня и Монастырь, хотя, конечно де голубей майя не разводили, а монастыри начали возводить лишь с приходом на территорию Америки католичества.

Оставив позади древние города, сотворенные руками человека, наша машина мчалась по петляющей дороге к природному памятнику – пещерам Loltun. Дорога, видимо, была проложена совсем недавно, и новенький асфальт не успел выгореть на солнце и приобрести свой обычный серый цвет. И даже джунгли не успели поглотить до конца обочины дороги, расчищенные от растительности. Асфальтобетонная полоса соединила несколько небольших археологических зон, ранее доступных лишь узкому кругу специалистов, а теперь открытых для общего посещения. Из Мериды же отправляются автобусные туры, включающие комплексное посещение всех зон, включая под завершение и Uxmal. За десятки километров пути нам не встретилось ни единого поселка, и я уже начал волноваться о возможных проблемах с топливом. Даже когда мы выехали на старую дорогу, все поселки, стоящие вдоль дороги, не имели в своем распоряжении ни единой заправки. До пещер мы добрались со стрелкой, ушедшей в отрицательное значение, и горящей на протяжении уже тридцати-сорока километров лампочкой. Не желая платить за парковку, мы запарковали машину на противоположной обочине, и поплатились за это, шаркнув задним бампером за прятавшийся в траве камень. В кассе узнали, что следующее посещение будет только через час, а это значит, что нереализованный вовремя обед мог обернуться для нас хоть какой-нибудь возможной едой в этой глуши.

Деревушка, расположившаяся с обратной стороны дороги, включала в себя не более двух десятков дворов, одним из которых оказалось кафе, но по какой-то причине закрытое.  И только на самом отшибе мы обнаружили хостел, где в небольшом помещении, одновременно служившим и ресепшеном, за стойкой  сидел парень и смотрел телевизор. Мы, без особой надежды на что-то, поинтересовались о возможности завтрака. На что он на хорошем английском языке сказал, что может что-нибудь приготовить. Мы, обрадованные представившейся нам возможности, заказали пару сэндвичей. Парень выставил на улицу небольшой столик, извлеченный из закромов, и пару табуретов, а сам отправился готовить еду. Через десять минут перед нами оказались восхитительные ароматные тосты, начиненные поджаренной куриной грудкой, листьями салата и яйцом. Казалось бы, такое простое блюдо с минимум ингредиентов, но это вышел один из самых вкусных сэндвичей, съеденных мной в жизни. С заметно улучшившимся настроением мы вернулись к кассам.

Кроме нас в группе оказалась только одна пара, разговаривающая на испанском языке. Гид объявил, что цена билетов не включает его услуги, но в то же время отправляться в пещеры одним не представляется возможным, и попросил после экскурсии оказать рабочему составу посильную материальную поддержку в их нелегком труде, обещав при этом вести экскурсию на двух языках. Шанса отказаться от гида у нас не было, но, видя нашу не заинтересованность в его услугах, в пещерах он переключил всё своё внимание на вторую парочку, постоянно рассказывая им подробности из истории исследования гротов. Мы же бродили в основном предоставленные сами себе. Пещеры оказались большой разветвленной сетью, с множеством небольших залов и огромных пространств, где лучи прожекторов едва касались сводов. Наплывы известняковых отложений каскадами спускались со стен, формируя застывшие твердые ступени водопадов. Кое-где гроты были усыпаны валунами, образованными разрушениями сводов.

Основание, по которому мы перемещались, было скользким и  темным, бугристой рябью покрывая дно пещеры. Оно тысячелетиями формировалось из продуктов жизнедеятельности летучих мышей, населяющих пещеру, превращаясь в плотный полог. В одной из пещер было несколько колонн, зауженных в центре, при ударе по ним они издавали звуки разной тональности, похожие на звук большого ксилофона. В другом зале на стенках находились отпечатки людей, по уверениям гида, являющиеся прямым доказательством проводимых в пещере древних ритуалов майя. В предпоследнем гроте мы увидели обрушенный свод, открывший доступ тусклому солнечному свету в пещеру. Грот напоминал пещеру из фильма Джеймса Кэмерона «Санктум», лишь не было на дне старого танка, а мы, к счастью, могли без проблем выбраться на поверхность из соседнего зала. Последний зал, поменьше, также имел отверстие в своде, на дне его росли деревья и кустарники, а вверх вела лестница, по которой мы поднялись наружу.

На поверхности мы распрощались с гидом, оставив ему символическую сумму за потраченное на нас время, и отправились к хостелу для того, чтобы съесть еще по одному сэндвичу. Парень объяснил нам, что в нескольких километрах в городке мы сможем заправиться, и, сердечно поблагодарив его за хорошую еду и радушный прием, мы тронулись  в путь. Действительно, буквально через пять минут мы пересекли городскую черту, но нам пришлось еще серьезно попетлять, постоянно уточняя дорогу у местных, пока мы не добрались до долгожданной заправочной станции.

Глубоким вечером мы добрались до Кампече. Город оказался крайне беден на бюджетные гостиницы. А отель, который был намечен нами как возможный вариант поселения, был найден с большим трудом и нервами. После часа поисков жилья, мы еле заставили себя выбраться из номера, чтобы найти еду.  И таких мест оказалось немного, только отправившись ближе к центру города, мы заметили открытый китайский ресторанчик, который и позволил нам утолить голод. Китайская кухня в очередной раз помогла нам в Новом Свете. Утомленные тяжелым днем, мы вернулись в номер и забылись глубоким сном. Сотни километров дорог, десятки населенных пунктов и памятников культуры. Ворох впечатлений вихрем ворвался в голову разметав мысли и эмоции, лежащие грудой в глубине. Теперь они кружат, будто пылинки в комнате на свету в броуновском движении, и в какой последовательности разложатся в следующий раз неизвестно. Но это будет новая комбинация, новая картина, новое понимание жизни. Безусловно, далекое от совершенства, но это и не важно…