By Orimra: Марракеш

Свободные путешествия — Африка — Марокко

11-14 марта 2020 года.

Вокзал Gare de Marrakesh – Квартира на Airbnb – Village touristique – площадь Джемаа-эль-Фна – Дворец Бахия – музей Дар-Си-Саид – Таджин у еврейского кладбища – Усыпальница Саадитов – Марокканский салат – Кожевни Марракеша (Tanneries) – медресе Бен Юссеф – Музей Дар-Эль-Бахча – Пиво в Марокко – Закат на террасе

В свете последних событий в мире и распространения коронавируса материал выходит несколько не вовремя… Нас угораздило смотаться в отпуск впритык к закрытию международного авиасообщения. Поэтому пока наслаждаемся дистанционно и строим планы на светлое будущее. Всё пройдёт!

Вокзал Марракеша

Из Рабата наш поезд в Марракеш прибыл по расписанию, в 15:14. Ещё немного времени мы потратили на поедание плюшек, которые тащили из столицы в надежде перекусить в поезде, но назойливая девочка в нашем купе поломала все планы. Поэтому мы забрались на верхний этаж вокзала, где никого нет, и исправили эту несправедливость. Заодно Максим и здание вокзала сфотографировал. Как я уже писала, оно в Марракеше очень красивое, современное, но с марокканским колоритом. Есть кафе, бесплатные туалеты, wi-fi. В Рабате вокзал пока в процессе реконструкции, но получиться должно тоже что-то весьма симпатичное. Уж явно не хуже Марракеша!

Туристическая деревня

Жильё на время пребывания в Марракеше бы забронировали на Airbnb, по тем же причинам, что и в Рабате: всё либо дорогое, либо страшное. Здесь же попался вариант целой квартиры по вменяемой цене. Объясняется это тем, что её только начинают сдавать, поэтому была скидка первым трём клиентам. Плюс у нас ещё был бонус в 16 евро, так что жильё на 3 дня обошлось нам в 35,76 евро (2500р. по курсу 70, тогда он ещё не скакнул). Очень даже неплохо.

Расположена квартира не в Медине Марракеша, где я опасалась селиться из-за проблем с адресами, а рядом с ней, в так называемой Туристической деревне (Village touristique). Это специально построенный квартал из однотипных домов в стороне от шума старого города. На территории есть магазин, кафе или даже несколько, мечеть и бассейны (не работали, потому что сезон не открыт). Вход на территорию ограничен шлагбаумом, есть будка охраны. В общем, в сравнении с Мединой всё очень прилично, тихо и спокойно. Живут здесь, как нам показалось, в основном, марракешцы, а не туристы.

Вот тут у меня пригласительная ссылка на Airbnb , если кто вдруг ещё не регистрировался. По ней вы получите бонус после совершения первой поездки – 2100р. Сайт надёжный, очень хорошая техподдержка. Welcome!

Добраться туда от жд вокзала можно на автобусе L9. Нам повезло, и он ушёл прям перед носом. Пришлось ещё минут 15-20 околачиваться у дороги в ожидании. Остановка расположена рядом с вокзалом (точку я отметила на карте). Ориентироваться нужно на стоящих людей, по-другому определить, что это остановка, не получится. Автобус обогнул Медину с запада и севера и высадил нас недалеко от мостика через пересохший канал. На КПП нам объяснили, как идти по указанному адресу. В деревне они выглядят странно: вроде «G7 zone douar n42». То есть имеются сектора, а в них номера отсеков в длинном доме. На google maps и прочих картах в интернете деревня отрисована условно, так точно ничего не найдёшь. Мы и не нашли :-).

Мандарин

Я решила, что самая умная, и слушать охранника ни к чему. И пошла по точке, что у меня на карте была поставлена. Ну, и конечно, ничего там не нашла. Перед мечетью стоит указатель на кварталы, но он на арабском (марокканском?). То, что с обратной его стороны есть надписи на французском, мы обнаружили, только когда шли в сторону выхода. Удобно же, чё. В общем, бродили мы неприкаянные, пока одна девушка с велосипедом не предложила нам помочь. По-английски она не говорила, а просто привела нас в нужную локацию. А там выяснилось, что встретили мы её не случайно: именно она следит за риадом, где у нас чек-ин, а жить мы будем в другом месте. «Риад» – это местное название типа отеля, традиционный марокканский дом или дворец с внутренним садом или двором. Думаю, в данном случае «риад» – было слишком громкое название, потому что никакого сада или двора там не было. Ну, да ладно.

Девушка отвела нас в квартиру, выдала ключи и ушла. И вот тут обнаружилось, что полотенец нет, интернета нет, телек не работает. Без марокканского телевидения мы как-нибудь обойдёмся, а вот остальное… Пришлось идти к ней в риад, объяснять, что нам нужно. Она позвонила хозяину риада и в результате выдала нам полотенца и новый роутер с сим-картой. На всякий случай мы наличие интернета протестировали на месте, чтобы ещё раз не ходить. Интернет в Марокко – штука капризная. То работает, то нет. Вечерами он стабильно переставал что-либо загружать. Могу только предположить, что сеть в это время не выдерживает нагрузки от большого количества подключений.

В общем, в квартире у нас было всё необходимое, но слегка пошарпанное. А так: горячая вода, кухня с холодильником, wi-fi, общая комната с диванами и подушками и спальня. Нормально, жить можно :-). Но, похоже, не зря я боялась селиться в медине, раз мы и тут умудрились заблудиться.

Повозка с осликом

На вечер была запланирована ознакомительная прогулка в Медину и ужин. От квартиры до центральной площади Джемаа-эль-Фна (Jemaa El Fna) идти было чуть больше 2,5км. Не очень близко, и в некоторые дни мы ходили в Медину и обратно по 2 раза. На площадь мы не собирались, так как это самое туристическое место в Марракеше с кучей разводил, торгашей и народа… Планировали дойти до Rahba Kedima Square, которая должна была быть тише и дешевле центральной. Но как-то не срослось. Где-то свернули не туда или проскочили её вообще и внезапно вышли на центральную. Наверно, людским потоком вынесло просто… Пришлось сворачивать на другую улицу и уходить в спешном порядке, ведь совершенно ясно, что дёшево поужинать здесь не получится.

Марракеш – намного более туристический город, чем Рабат. И цены здесь тоже выше, особенно в самом центре. Чем дальше от Джемаа-эль-Фна, тем дешевле можно поесть. Так, отойдя из туристического муравейника, мы нашли пекарню с выпечкой по 1 дирхаму. Это 8 рублей! Все булки и пирожные по одной цене – всё по 8! Представляете? Божественная свежая выпечка. Но без летающих вокруг ос тоже не обошлось. Наверно, нам просто повезло, потому что других таких мест в Марракеше я не видела.

На ужин зашли в маленькое кафе, где нас ждал очередной таджин и порция кальмаров в кляре. За всё суммарно отдали 50дх (400р.). Как и раньше, порции небольшие, поэтому кальмары оказались весьма кстати. Теперь можно и погулять…

Мечеть Кутубия

Добрели лабиринтами улочек до центральной площади, обошли её кругом. Дааа… Вечерами там творится полный беспредел :-). Вообще не очень люблю такие людные и шумные места, но как же обойтись в поездке в Марракеш без Джемаа-эль-Фна? Засмеют же. Посреди площади есть зона с уличными кафе – всё ровными рядами, пронумеровано, еда плюс-минус повторяется. Мы там ни разу не ели, потому что дороже, чем на периферии, да и качество еды в таких экстремально туристических местах обычно не очень. Пишут, что трапеза с несколькими салатами, мясом и рыбой, а также кускусом обойдется в 150-200дх на двоих (1200-1600р.). Отдельные ряды есть с соками, варёными улитками, бараньими мозгами… По периметру всего этого продают всякие масла, сувениры, шмотки… Отдельно располагаются жонглёры, барабанщики, дамы, делающие татуировки хной, факиры, заклинатели змей и товарищи с дрессированными мартышками и голубями. Шум, гам, грохот, танцы с бубном… Вакханалия, короче. Фотографировать нужно очень аккуратно, потому что если заметят, то сразу будут требовать плату.

Ближе к мечети Кутубия стоят ряды конных повозок – ещё одна туристическая развлекуха. Группы туристов рассаживают по этим повозкам и катают целыми караванами по площади и вдоль стен Медины. Мы видели даже какие-то делегации в костюмах и галстуках, которым тоже выпало это счастье. Выглядит это странно, а удовольствие от такой прогулки лично для меня весьма сомнительно.

Продавец масла

К слову, площадь Джемаа-эль-Фна входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Не как архитектурная достопримечательность, а именно как «нематериальное культурное наследие». Так-то.

Новый день был весь расписан, поэтому в 10 утра мы уже покупали билеты в кассе дворца Бахия (Palais de la Bahia). Вход стоит 70дх (560р.). Вообще нужно было бы прийти пораньше, к открытию, но не получилось. В 10 было уже много туристов, поэтому местами фотографировать оказалось непросто. Дворец постройки конца 19 века, довольно симпатичный, но пустой. То есть посмотреть можно дворики, красивые потолки, но никакой экспозиции или хотя бы мебели там нет. Осмотр занял у нас больше часа, но это, в основном, из-за того, что Макс хотел сделать фотки без туристов.

Потолок во дворце Бахия

Недалеко от дворца расположен музей Дар-Си-Саид (Dar Si Said Museum) – музей марокканской культуры. Вход дешевле, чем во дворец – всего 30дх (240р.). Можно посмотреть ковры, одежду, керамику и прочее. Помимо этого, музей расположен в здании старинного дворца, который показался мне намного интереснее Бахии. Из этого могу сделать вывод, что при нехватке средств лучше сходить в Дар-Си-Саид, а дворец Бахия выбросить из списка. На осмотр потребуется меньше часа, потому что площадь не очень большая. Толп нет, как в Бахии – ещё один плюс.

После музея мы побродили по старому еврейскому кварталу, взглянули одним глазком на еврейское кладбище, но оно было платным и не очень интересным, поэтому заходить не стали. Возле кладбища нашлось прекрасное кафе с очень вкусным таджином. Непосредственно возле входа стоял мангал с уже готовыми блюдами. Мы взяли один таджин с мясом, а второй с рыбой вроде скумбрии. Съели всё пополам :-). Очень вкусно! А хозяин нам ещё дал мисочку с оливками. И снова на двоих вышло 50дх (400р.). Удачный обед получился.

Отделка в музее Дар-Си-Саид

Внизу приложена карта с отмеченными достопримечательностями, кафе и объектами транспорта. Маршруты простраивать не стала, потому что  в условиях лабиринта Медины сложно понять, как мы реально бродили, специально сворачивая в разные переулки, чтобы не ходить по одним и тем же местам. Да и практического смысла в этом никакого. У каждого свои пути :-).

После обеда нас ждала усыпальница Саадитов – мавзолейный комплекс султанов династии Саадитов и их приближённых. Комплекс основан в конце 16 — начале 17 века, во времена султана Ахмада аль-Мансура, который сделал Марракеш столицей своего государства. Вход стоит 70дх (560р.). Внутрь гробниц зайти нельзя, можно только смотреть из-за заборчика, отстояв очередь к нему. В сезон придётся проторчать в очереди около получаса, но в марте всё не так плохо. Гробницы нам понравились, красивые. В дальней части комплекса можно посмотреть фильм, где более подробно рассказывают про разные залы и их реконструкцию. Многие вещи можно увидеть только так, вживую недостаточен угол обзора. На осмотр нужно около часа.

Усыпальница Саадитов

На ужин забурились в какое-то странное место типа шаурмяшной и взяли курицу с салатом.  «Марокканский салат» оказался совсем не огурцами с помидорами, а сборным гарниром, состоящим из отдельных кучек овощей, холодного риса, холодных макарон, тёртой морковки и ещё какой-то ерунды. Спасибо, что не смешали всё в одну кучу с майонезом… В общем, съедобно, конечно, но не очень вкусно.

Наступила пятница, 13-е. Поэтому день был сумбурный, и удалось всё не так, как планировалось. Но в целом, обошлось без катастроф. Утром мы отправились смотреть кожевни Марракеша. Об этих местах пишут разное и, преимущественно, негативное. Типа очень сложно найти, поэтому нужно брать «помогалу» и платить ему деньги, притом договариваться «на берегу», чтобы не оказаться, что он просит (а иногда и требует с поддержкой друзей) совсем не ту сумму, на которую вы рассчитывали. Стоить такая услуга должна не более 20-30дх (160-240р.) с человека. За это вас проводят до места, выдадут пучок мяты, чтобы вы не умерли от «ужасного» запаха, расскажут про голубиное дерьмо (pigeon shit), в котором вымачивают шкуры, а напоследок проводят в магазинчик, с балкона которого можно сфотографировать кожевни сверху. Продавец, разумеется, будет пытаться вам что-то впарить, а если впарит, то, вероятно, ваш «гид» тоже получит процент. Уф…

Кожевни Марракеша

По факту, кожевни расположены у ворот Bab Debbagh. Они многочисленны, и входы в них расположены прямо с главной улицы, ведущей от Баб Дебах вглубь Медины. Кроме того, на этих воротах прям так и написано – «Tanneries», что означает «кожевни». Вход в них вообще бесплатный. А вот рабочие внутри  могут быть недовольны тем, что вы их фотографируете. Логично вообще-то. Я бы тоже была недовольна, если бы ко мне на работу заваливались всякие буржуи с камерами и снимали, как я по колено в вонючей жиже из голубиного помёта ворочаю шкуры дохлых животных.

К нам пристал один чувак, навязывал свои услуги, совал мяту, пытался что-то рассказать. Но мы были стойкими: обмазались тигровым бальзамом (вонь вообще терпимая), не реагировали на его французский, английский и марокканский, отвечая исключительно по-русски. Потом он плюнул на нас и, очевидно, обругал. А мы немного поснимали и свалили. Честно говоря, не очень там и интересно. Но для цивилизованных европейцев – точно дичь и варварство. Их, думаю, впечатляет. В Фесе расположены не просто кожевни, а красильни, и площадь их вроде как побольше. Поэтому там получаются красивые снимки с этими огромными чанами с разноцветными составами для окрашивания. А тут не очень. В любом случае, мы ничего не платили, поэтому норм.

На радостях запоролись пить кофе в кафе с террасой. Оттуда даже Кутубию было видно почти хорошо. И кофе вкусный!

Нам немного не хватило снятых в аэропорту денег, поэтому было решено обменять 20 евро на дирхамы в пункте обмена. Курс хороший, справку дали – всё честно и аккуратно. Макс хотел прикупить ещё монет для коллекции, но что-то не задалось. Марракеш избалован европейцами, поэтому цены называли такие, что оставалось только рассмеяться и свалить в закат. С таких ни до чего хорошего не доторгуешься.

Дальше по плану было посещение медресе Бен Юссеф. Билет туда стоит 50дх (400р.). Есть ещё комплексные билеты, включающие дополнительно музей Марракеша и Куббу – за 60дх (480р.). В музее Марракеша представлено современное искусство, которое редко когда бывает интересным. Кубба аль-Баадийин – это прямоугольный павильон с бассейном для омовений, одна из древнейших достопримечательностей города, 12 век. По факту сложилось всё так: медресе на реконструкции, Кубба тоже и выглядит уже не очень древней, честно говоря, но можно сходить в музей Марракеша. За 50дх. Ага, спасибо.

Отражение

Отправились в музей Дар-Эль-Бахча (Dar El Bacha — Musee des Confluences). Вход стоит 60дх (480р.), на осмотр потратили 1,5 часа. Хорошая экспозиция и очень красивые интерьеры – опять же лучше дворца Бахия. Однозначно рекомендую.

На обед съели по бутерброду с курицей и картошкой фри. А потом пошли искать пиво. Дело в том, что в маленьких магазинчиках вообще не продают алкоголь. Пришлось идти за пределы Медины в большой супермаркет. Самый дешёвый вариант – 13дх за банку 0,5л (105р.). Жара и неудачи вымотали нас, и мы пошли отдыхать на квартиру, чтобы к закату вернуться на центральную площадь. Это был наш последний день в Марракеше…

Площадь Джемаа-эль_Фна

На Джемаа-эль-Фна съели маленькую плошку варёных улиток. Она здесь стоит 10дх (80р.) –  дороже, чем в Рабате, и как-то не так вкусно. Закат решено было смотреть из жутко популярного среди туристов места – террасы кафе Glacier. Вход туда как бы бесплатный, но вы должны купить напиток за 40дх (320р.). Можно взять на выбор кофе с молоком, мятный чай и, кажется, что-то из бутылочных безалкогольных напитков. Сначала все столики были заняты, но потом мы нашли место, чтобы приземлиться. Проторчали там до темноты, снимая площадь перед закатом, сам закат, людей на дальняк, а потом и площадь в ночном освещении. Кофта была вообще не лишней, потому что с заходом солнца стало довольно свежо и ветрено. Отработали потраченные деньги на все 100%. А вот чай и кофе были так себе :-).

В поисках еды обошли кучу кварталов, а в итоге всё равно сели в то кафе, где ужинали в день приезда – таджин и кальмары ждали нас. Завтра уезжаем домой – денёк предстоит дооолгий…

Карта с точками по Марракешу:

Все статьи про Марокко:

Теги: свободные путешествия, самостоятельные путешествия, 2findfreedom, марокко, марракеш, morocco, marrakesh