By Orimra: Зимний Байкал — дорога

Свободные путешествия — Россия — Сибирский ФО — Иркутская область — Байкал

23 февраля 2021 года

Перелёт в Иркутск – аэропорт Иркутска– аренда машины – закупки – первая неприятность – ледовая переправа на Ольхон – особенности перемещения по льду на машине – гостевой дом «Надежда»

Вылетали мы из Домодедово накануне вечером. Рейс задержали на 1,5 часа, и это было грустно. В Иркутске мы оказались в 7:15 утра по местному времени, а в голове стояла глубокая московская ночь… Иркутский аэропорт маленький и неудобный. Потоки разведены плохо, много рейсов в одно и то же время прилетает и улетает. Из-за этого бардак и неразбериха. Зато можно купить воду не за 100р. и даже поесть за вменяемые деньги. Аэропорт находится в городе. Поэтому добраться легко на автобусе или такси. Можно и пешком дойти, наверно, только зачем?..

Столбы «сэргэ»

С прокатчиком договорились, что мы позвоним по прилёту, и он подъедет через полчаса. С учётом того, что рейс задержали, это определённо было правильным решением, и дядьке с усами не пришлось куковать лишний час утром в праздничный день, дожидаясь нас. Осмотрели мы нашу слегка потрёпанную жизнью «ласточку», сфоткали её многочисленные потёртости, подписали документы, заплатили и adios!

В городе мы позавтракали, выпили кофейку, купили продукты и газ для горелки и уже в 11:30 поехали в сторону Байкала. Валил снег, и это слегка подпортило настроение. Правда, за городом погода быстро наладилась. Какая-то аномалия, похоже. Дорога до переправы лёгкая, мало транспорта, мало деревень. Местами паслись лошадки, у нас такое редко можно увидеть – коровы, как максимум. В посёлке Еланцы мы залили полный бак и хотели пообедать, но все имеющиеся заведения были забиты, и пришлось ехать дальше в надежде, что будет что-то ещё. Поесть удалось в бурятском кафе у дороги – впервые попробовали буузы – это такие манты местные, бывают варёные и жаренные. Вкусно, только нужно навык иметь, чтобы не обляпаться :-).

Лошадки

Осталось совсем немного до ледовой переправы на Ольхон, как мы увидели табун лошадок совсем близко от дороги и остановились сфотографировать. Вот только обочина оказалась сугробом, куда и нырнула носом наша машинка, зарывшись по самый капот. Пока мы растеряно топтались вокруг, рядом остановилась одна машина, потом другая, третья… Мужчины быстро скооперировались, вытолкали машину и, пожелав нам удачи, разъехались. Не прошло и 5 минут! Поразительное неравнодушие к посторонним людям! У нас бы ещё постоять пришлось, провожая взглядом проезжающие мимо машины с отворачивающими лица людьми…

Про ледовую переправу я много читала, но всё равно реальность отличалась от моих представлений. Я даже находила карту, где была нарисована полноценная дорога по льду Малого моря вдоль всего Ольхона с запада на восток. На деле же официальная дорога, которую чистят, проверяют, которую контролирует МЧС, совсем короткая – она огибает полуостров Кобылья голова и после мыса Тутырхей выходит на берег острова. Километров 10, может. Весь же Ольхон протянулся на 72км. Вроде как расположение ледовой переправы год от года незначительно меняется в зависимости от условий, но в нашу поездку было именно так. Дальше вы должны выехать на берег и продолжить путь до Хужира по земле – дорога там довольно кривая и бугристая, асфальта нет. Зато пейзажи нас встретили просто восхитительные – просто заснеженный Марс перед закатом, удивительное зрелище!

Дороги на Ольхоне

По факту, в месте, где ледовая трасса начинает заворачивать к острову, есть съезд на неофициальный зимник, по которому все и ездят: буханки, джипы, немногочисленные легковушки и прочие. Мы этот съезд тупо не увидели, потому что ледовая трасса разделена на 2 отдельные для движения в разных направлениях, и расстояние между ними при этом весьма значительное. Съезд же расположен на полосе от острова к большой земле. Вот мы и проехали. Сейчас я ни капли об этом не жалею, потому что больше по Ольхону в той части мы не ездили.

Возле ледовой переправы почти всегда есть чистый лёд, свободный от снега, даже в этом году, когда его было более, чем достаточно. Именно там можно было сделать фотки, как будто вокруг безбрежные пространства льда. Очевидно, что подобные (и даже лучшие) места на Малом море есть ещё, но они были вне нашей транспортной доступности. Камри – достаточно низкая машина, и даже небольшие заносы на дороге были для неё сложным препятствием. Кроме того, основной принцип катания по льду Малого моря – ехать по чужой колее. Раз проехали до нас, значит, вероятность наличия трещин или ещё каких-то неприятностей минимальна, и можно ехать :-). Нужно помнить, что езда по льду – дело опасное. Байкал находится в сейсмически активной зоне, и даже минимальные колебания земной коры приводят к появлениям трещин во льду. А если их прикрыло снегом или затянуло льдом, то всё – тушите свет. Рекомендуют не пристёгиваться, чтобы успеть выскочить из машины, если вдруг она провалится. Есть становые трещины – они ежегодно образуются в одних и тех же местах, например, между мысами, в результате температурных колебаний. Они то сходятся, то расходятся. Водители буханок, которые возят туристов, уже знают, где опасные места, и видят новообразовавшиеся трещины (наверно). Нам же, молодым и неопытным, остаётся только следовать за ними. Ну, и не забывать, что тормозить нужно очень плавно, чтобы не уйти в занос. Некоторые товарищи, правда, специально находят участки льда побольше и дрифтуют в своё удовольствие :-).

Луна над Хужиром

В Хужир, «столицу» Ольхона, мы приехали в итоге поздновато – немного не успели посмотреть закат на Шаманке. Место попсовое, конечно, но куда ж без него? Тем более, там действительно красиво… Не будете же вы избегать Эйфелеву башню в Париже только потому, что это попса?..

Первым местом нашего проживания стал гостевой дом «Надежда». У нас была тёплая комната на 2 этаже с электрическим обогревателем. На 1 этаже имелись общие душевые, туалет, кухня. И вот тут случился прокол – на кухне нельзя было готовить. Ну, то есть там не было ни плиты, ни посуды, ни даже раковины. Провал! Мы же купили курицы, колбасок и бифштексы – всё охлаждённое. Планировали с вечера жарить курицу на обед и брать её с собой в контейнере. Придётся как-то решать эту проблему… Зато на кухне был термопот, чашки и микроволновка. Ну ладно, вызов принят!

На ужин доехали до кафе и съели по лагману, раз уж собственный ужин нам не приготовить. Завтра решено было хотя бы немного отоспаться, а то организм в шоке от смены часовых поясов. Поедем к мысу Хобой, что на северо-востоке от Хужира.

Карта с точками по Байкалу:

Другие статьи про поездку:

Теги: свободные путешествия, самостоятельные путешествия, сибирский федеральный округ, байкал, иркутская область, иркутск, аэропорт иркутска, ольхон, хужир, ледовая переправа