By Orimra: 2011. Сапа

Свободные путешествия — Юго-Восточная Азия — Вьетнам

20-21 октября 2011 года.

Поезд прибыл в Лаокай (Lao Cai) где-то в 5:30. Внутрь сразу забежала толпа местных с целью разобрать туристов по своим минибасам до Сапа (Sa Pa). Ехать примерно 35км. Один прицепился к нам и всё трындел и трындел над ухом… А было, напомню, 5:30 утра, мы плохо спали, болели и, соответственно, были злые, как собаки. Так что он получил свою порцию русского утреннего позитива на чистейшем русском языке. В конечном итоге, мы, правда, пошли с ним к его тарантайке. Так что он не расстроился. Цена у всех перевозчиков одна – 40кдонгов (65р.).

Сапа 1

Только вот пассажиров в минибасе, в который он нас посадил, больше не оказалось. Остальной транспорт уже разъехался. Пришлось ждать 30-40 минут, пока придёт следующий поезд, и они наберут ещё фарангов. Сами виноваты.

Примерно за час мы добрались до Сапа. Дорога идёт серпантином, поднимаясь всё выше и выше до отметки 1600м над уровнем моря. Красиво. Макс, правда, всю дорогу спал… С нами ехали двое русских. Они сказали, что заплатили за тур по 95 долларов с человека (включены билеты на поезд и проживание). Правда, за сколько это дней, мы забыли спросить. Вагон у них был нормальный :-(. Нам же билеты обошлись в 42 доллара на человека. А что там с отелями – пока непонятно.

В Сапа

В Сапа мы вышли где-то… В принципе, нам было без разницы, где селиться, поэтому мы и десантировались на первой же остановке. Это была дорога, ведущая к деревне Каткат (Cat Cat). Отелей там тьмы. В первом же мы и остались за 300кдонгов (15$) в номере с горячей водой и видом на белый шум (за окном был туман или низкая облачность). Правда, пришлось подождать, пока его выедут предыдущие жильцы. Мы за это время успели позавтракать.

К 10 утра мы выползли из номера. Взяли скутер в отеле напрокат за 100кдонгов (160р.) и поехали смотреть окрестности. На механике скутер будет ещё дешевле – 4 доллара в сутки. Заправились мы на выезде из города по дороге на Лаокай. Кажется, 1 литр топлива стоит 20кдонгов (1$). Мы потратили 50кдонгов, залив бак доверху.

На железном коне

Сапа – это небольшой городок в гористой местности, в окрестностях которого живут всякие интересные вьетнамские народности (хмонги, яо, таи, зяй) и выращивают рис и кукурузу. Население Сапа – менее 10 тыс.чел. Очень популярное направление для туризма, как среди вьетнамцев, так и среди иностранцев. Также неподалёку отсюда расположена гора Фансипан (Phan Xi Pang) – самая высокая точка Юго-Восточной Азии, 3143м. Туда ходят на треки (вроде как никакой специальной подготовки не требуется), но у нас этого в планах не было. Да и здоровье что-то не позволяет.

Итак, первым делом мы едем смотреть Серебряный водопад. Ехать было холодно (и вообще в Сапа довольно прохладный климат), и я пожалела, что одела только верх от термобелья. Перчатки лишними тоже не оказались.

У Серебрянного водопада

Байков (так местные называют скутеры) на дороге немного, не то, что в Ханое, поэтому ездить не страшно. Вообще нам очень понравилось кататься :-). Жаль, что в столице это небезопасно без определённого опыта…

Билет на водопад стоит 10кдонгов (0,5$). Байк мы бросили внизу и пошли наверх по лестнице. Красивый водопад. Не Куанг Си (Лаос), конечно, но тоже весьма симпатичный. Стоит посетить.

Ребёнок

Я всё боялась за байк – вдруг враги не дремлют и уже тянут к нему свои ручонки с целью угнать или отвинтить что-нибудь, ну или бензин слить? Но он оказался на месте, визуально вроде бы целый. А вот заводиться отказался… Хорошо, что нам помогли другие иностранцы (тоже на байке). Оказалось, что движок уже успел остыть, и нужно было топлива побольше дать, чтобы он завёлся. Как-то так… Я не сильна в устройстве байков :-).

Заехали мы в отель, оделись потеплее и поехали в деревни Каткат (Cat Cat) и Синьчай (Sinh Chai). Что интересно, фаранги в Сапа ходят совершенно по-разному: кто в куртке, кто в майке и шортах. Может, ходить в майке ещё ничего, но на байке вмиг замёрзнешь.

Дети с мышами

В Каткат проходит пешая дорога, поэтому скутер пришлось оставить у её начала. Этот трек считается самым попсовым – идти совсем немного, и дорога не тяжёлая. Любой европейский турист-пенсионер осилит. Вдоль дороги есть лавочки с сувенирами. Особо никто не пристаёт с криками «Купи!». Провожать нас тоже никто желания не высказал. Вот и славненько. В самой деревне тоже есть небольшой водопад, весьма живописный. Билет в Каткат стоит 30кдонгов (50р.).

Вообще, во всех этих посещениях местных деревень самое чудесное – это виды вокруг. Хмонги и зяй, конечно, тоже заслуживают внимания, но это ничто по сравнению с просторами, которые можно увидеть…

В деревне Каткат

Из Каткакт до мотобайка мы еле дошли – в термухе было жарко, да и здоровье наше оставляло желать лучшего. Потом быстро остыли по пути в Синьчай (билет 20кдонгов (35р.)). Там пешком ходить не обязательно. Лавочек нет. Лишь деревенская жизнь, как она есть :-).

В городе мы купили открытки и марки – второй раз за всё путешествие сможем отправить весточку на родину. В Сапа полно магазинчиков с сувенирами из деревень. Нам показалось, что в самих поселениях было подешевле немного. Торгуются тяжело, сбрасывают не очень много. Но и цены не заламывают, просто ценят свой труд.

Вьетнамские дети

Также до фига всякой одежды и обуви для трекинга. Наверно, у них во Вьетнаме есть фабрика европейских производителей, а может, просто подделки продают (более вероятно). Мы купили себе по компактному дождевичку, чему были несказанно рады. Ещё я приобрела бальзам «Золотая звезда» и ещё какой-то, с тигром на баночке. Он вроде «звёздочки», но помягче.

В целом, в Сапа очень приятно и хорошо. Несмотря на обилие туристов.

Деревня, Лаокай

В районе 17:00 мы посидели в кондитерской, а потом отправились в отель в надежде выползти на ужин попозже. Но ничего не вышло. Макс опять слегка температурил…

Утром выяснилась неприятная вещь – последние минибасы в Лаокай идут в 17:00, позже только на такси. Т.е. в 18:00 мы уже там, внизу, а поезд наш уходит только в 20:45, а у других туристов — и того позже… Подстава! Это существенно сокращало наше время на шопинг. Но делать нечего – придётся успевать.

Женщины из деревни в Сапа

Сначала мы поехали на скутере в деревню Тафин (Ta Phin), это в направлении на Лаокай. У них там есть пещеры, но лезть туда нам что-то не захотелось. Темно и ничего красивого. Вход в Тафин стоит 20кдонгов (1$).

В деревне сегодня был свадебный день. Все были нарядные и пили что-то явно крепкое. Саму свадьбу мы не встретили – он была в доме. Зато Макс купил себе рюкзак с местной вышивкой, а я – небольшую сумочку на ремешке.

Покупка рюкзака

По пути в одном месте Макс хотел сфотографировать водопад и вляпался в грязищу по самые щиколотки. Кроссовки его были уже давно побиты жизнью, и было решено купить новые, а эти бросить на произвол судьбы на вьетнамской земле. Так мы и сделали. Обувь такого типа в Сапа можно купить за 25-30$, а, например, куртку – за 40-60. К слову, эти кроссовки до сих пор ещё живы, спустя 3 года.

В городе мы перекусили spring rolls (рулетики такие из тонкого рисового теста с мясом или овощами) и поехали в Таван (Ta Van) и другие деревни рядом. Надо сказать, что при отеле рестораны обычно подороже, чем отдельные заведения. Билет в эти деревни общий – 40кдонгов (2$). До Таван было решено добираться по главной дороге (асфальт), а обратно возвращаться низом, через деревни. На спуске с дороги случилась небольшая авария – байк повело на камнях, и мы упали вместе с ним на бок. Обошлось ссадинами, синяками и разорванными штанами Макса.

Женщина с ребёнком

Где-то там по дороге есть достаточно большой магазин с сувенирами. Мы там нормально так оставили денег. Позже, правда, те же самые предметы были обнаружены в сувенирной лавке при Храме Литературы в Ханое, притом дешевле, что вообще странно. Например, салфетки из соломки с вышивкой там стоили 120кдонгов (190р.), а мы отдали за них все 200 (320р.).

Часть дороги через деревни (выезд в Y Linh Cho’) практически непригодна для езды – очень крупные камни. Участок был небольшой, поэтому я пошла пешком, а Максим выруливал на скутере, отбивая задницу.

Наряды

В городе мы докупили желаемое, поели, забрали вещи из отеля, сдали байк (его даже никто не проверял) и поехали в Лаокай на минибасе. В ожидании поезда пришлось засесть в одном из кафе, к чему местные уже давно привыкли – все туристы в таких же условиях каждый день.

Удивительно, что вагон в этот раз оказался приличным! Не самым клёвым, но не страшным, как по дороге в Лаокай. Стены отделаны под дерево. Нормально, в общем. Спальник был определён под голову вместо подушки :-). Спокойной ночи!

Плохая дорога

Другие статьи про Вьетнам:

Теги: свободные путешествия, азия, юго-восточная азия, вьетнам, ханой, лаокай, сапа, хмонги, зяй, яо, таи, рисовые поля, рисовые чеки, фансипан, каткат, тафин, синьчай, таван