By Orimra: Потоси — город добытчиков серебра

Путешествие по Латинской Америке — Южная Америка — Боливия

8-10 апреля 2013 года.

В Потоси (Potosi) просто феерический терминал – здание из стекла и бетона с огромным куполом. Даже wi-fi есть бесплатный. Потрясающе. Правда, находится он на окраине города, но есть такси, а также маршрутки, которые запросто отвезут вас в центр.

Потоси – город старинный, основанный испанцами в месте, где находятся большие запасы серебряной руды. Долгое время именно здесь добывалось около половины всего серебра в мире. Сам город при этом небольшой. И большая доля населения работает в шахтах. Ко всему прочему, город находится на высоте 4100м, что делает его самым высоко расположенным.

В центре города были пробки, и мы вышли немного раньше, чтобы начать искать отель. Не сразу, но мы обнаружили один, назывался он Compania de Jesus, странноватое название для отеля, мне кажется. У меня в словаре это переводится как «орден иезуитов». Так или иначе, они (иезуиты?) предоставили в наше распоряжение номер с санузлом, завтрак с 7 до 10 и интернет, который почему-то ловил и у нас в комнате вопреки физическим законам. В завтрак входили булки с джемом или маслом типа «маргарин», чай/кофе/мате из коки. Мы от себя добавляли печенье, и в результате получали неплохой завтрак 🙂

В Потоси с кафе тоже оказалось не очень. Еле нашли вечером какое-то дурацкое место типа пиццерии, где можно было съесть курицу с картошкой. Интересно, почему же в Ла-Пасе так много заведений?..

Я не знаю, с чем это связано, но на высоте организму очень хочется… газировки. Типа колы или спрайта. Много. И после отравления она тоже почему-то оказывает благотворное влияние. Загадочное явление.

С Димой мы, как оказалось, разминулись совсем немного: вероятно, на дороге Сукре-Потоси мы всё-таки пересеклись, т.к. примерно в одно и то же время мы ехали в Потоси, а он, соответственно, в Сукре!

Наутро мы пошли искать туристическое агентство, чтобы заказать тур в шахту Cerro Rico, где добывают серебро. Вчера вечером нам это не удалось почему-то. Оказалось, что в день есть 2 тура: утром и днём. Поэтому, недолго думая, мы взяли тур на день. А на первую половину дня у нас намечено посещение Монетного двора (Casa Nacional de Moneda). Абы когда туда попасть нельзя – есть чётко регламентированные часы для экскурсий. Билет совсем не дёшев по боливийским меркам – 40 боливиано. Хотя по сравнению с аргентинскими ценами – это даром. Есть группы испаноговорящие, есть англоговорящие и даже для французских туристов.

Мы думали, что это вроде нумизматического музея, а оказалось, что это музей всего, что смогли найти: картины, кости, мумии, минералы и самоцветы, костюмы, оружие, серебряные изделия… Монеты и бумажные деньги тоже были, а также различные прессы и другие устройства, связанные с их изготовлением и хранением. С экскурсией нам ходить не понравилось. Сами бы мы могли лучше распределить время на те или иные залы. Например, на зал с минералами мне времени не хватило. Да и люди из группы мешают друг другу смотреть экспонаты. Плюс ко всему, в здании очень холодно – уже ничего не хотелось смотреть, а только греться на солнышке во внутреннем дворике. В общем, негативные впечатления перевесили.

Тур к шахтёрам пришлось перенести на завтрашнее утро, т.к. я себя неважно чувствовала, наверно, из-за высоты. Вечером мы нашли хороший ресторан, где вкусно готовили, но было немного дороговато. Там мы впервые смогли отведать мясо ламы. Никаких вкусовых особенностей у этого мяса я не заметила, но стейк был приготовлен превосходно!

10 апреля нас ждал утренний тур в шахты. Группа наша была совсем небольшая, нас отвезли на микроавтобусе к подножию горы, где находится шахтёрский посёлок. Здесь можно купить подарки для шахтёров: листья коки, сок, печенье, спирт, сигареты и даже динамит. Дело в том, что многие шахтёры работают на себя – бригадой арендуют участок и там добывают руду. Потом добытое отдают в лабораторию, чтобы они определили, какое количество серебра и других металлов там содержится. Исходя из этого, за руду получают деньги. Спирт они не пьют, а льют на землю при обращении к Пачамаме (матери-земле) или на статую местного шахтёрского божества. Ну, и выпить при этом тоже немного нужно, согласно обычаю. Спирт 96%, неразбавленный. Также работа в шахте не обходится без листьев коки. Все шахтёры поголовно жуют их. Это помогает притупить чувство голода и снимает чувство усталости. Подарки покупать не обязательно.

Наша группа была разделена на 2 маленьких: англо- и испаноговорящую, у каждой свой гид. Тоннели в шахте в основном очень низкие – нам приходилось идти в полусогнутом состоянии, но иногда были места, где можно было выпрямиться. Это неудивительно, ведь боливийцы по большей части очень маленького роста. По дну тоннеля идут рельсы, тележки с рудой по ним вытаскивают вручную вчетвером-впятером. Это очень тяжело, ведь уклон рельс идёт вглубь горы… Освещения в шахте нет, только фонарики на касках. Внутрь по трубам подаётся воздух для отбойных молотков (ладно хоть не кирками работают). По дну тоннеля частенько течёт вода. В связи со всем этим нам заранее выдали спецодежду: штаны и робу из плащёвки, каску с фонариком и резиновые сапоги. Внутри шахты жарко, поэтому лучше тепло не одеваться. Рюкзак с собой тоже лучше не брать.

Когда по тоннелю тянут тележку, все должны прижиматься к стене так, чтобы ноги убрать с рельс подальше. Свод тоннеля подкреплён перемычками, которые во многих местах давно требуют замены. Шахтёров очень жалко 🙁  Они такие маленькие, грязные и уставшие… В шахте можно начинать работать с 15 лет. И есть такие, кто днём учится в институте, а ночью горбатится на добыче руды. В общем, страх и ужас.

Наш гид – маленькая женщина, постоянно жующая коку – раздавала «подарки» очень экономно, мы даже начали думать, что она решила что-то оставить себе. Но на самом деле, она по 2 раза в день здесь бывает, поэтому у неё уже всё рассчитано – вряд ли одни и те же шахтёры получат от неё что-либо в один и тот же день дважды.

Раньше, когда здесь властвовали испанцы, многие шахтёры работали и жили в шахтах, не выходя на поверхность по полгода. Многие, очень многие умирали. Да и сейчас смертность среди шахтёров очень высока. В основном, из-за болезней лёгких.

В одном месте нужно было ползти на карачках, т.к. свод был очень низким. Максиму это сделать было очень сложно из-за травмы пальца и фотокамеры. Но он всё-таки справился. Там внутри была сидящая статуя местного божества, вся украшенная флажками, в резиновых сапогах. У ног её был вроде как алтарь, где среди украшений лежал сушёный детёныш ламы. Гид окропила спиртом голову и пенис этого товарища, потом землю, а потом выпила сама. Также она раскурила сигарету и вставила статуе в рот. Вот такой обряд.

Последние полчаса были самыми тяжёлыми – очень хотелось к солнышку на свежий воздух. И как они тут работают??? Но вообще экскурсия очень интересная и познавательная.

Завтра мы едем в последний пункт – город Туписа (Tupiza) – где хотим покататься на лошадках по окрестностям, а там и в Аргентину!

Другие статьи про Боливию:

Теги: свободные путешествия, путешествие по латинской америке, южная америка, боливия, потоси, боливийцы, индейцы, аймара, кока, листья коки, горы, высота, высотная болезнь, серебро, серебряная шахта, добыча серебра, шахта, шахтёр, монетный двор, сукре, столица, тур в шахту, туписа

3 thoughts on “By Orimra: Потоси — город добытчиков серебра

1. ээх… можно было бы там подобывать серебра себе на что нибудь… хотя я наверняка где нибудь застрял бы, да и спирт переводить на пенис какогото божества жалко… (-:

2. Ну вот я и понял, откуда у меня постоянная страсть к газировке. Вероятно я всегда » на высоте». )